Речевая терапия: как и почему она помогает недоношенному ребенку и не только
Дети, рожденные преждевременно, слишком торопятся приехать в мир. В дополнение к необходимой помощи и для изучения в каждом конкретном случае, по мере взросления они могут испытывать определенные трудности в правильном освоении языка и выполнении связанных с ним функций, таких как понимание, изучение, издание звуков, формулирование предложений, имеющих полный смысл.
Но профилактика может сделать многое, пока лечение речью начинается рано. Об этом говорят сами логопеды, которые помнят, как возможное языковое нарушение доходит до их наблюдения с опозданием.
Что происходит с этими детьми
Нельзя недооценивать преждевременные роды, — объясняет Тициана Россетто, профессор логопедической терапии и президент Federazione Logopedisti Italiani, — как клинические риски, которые они могут представлять, например, высокую смертность, так и связанные с ними среднесрочные и долгосрочные последствия». Прежде всего, нейросенсорные, моторные, пищеварительные, респираторные нарушения, которые влияют на правильное развитие нормальной функции ребенка с существенным влиянием на качество жизни. Но не только это, но и то, что у недоношенных детей также наблюдается задержка в развитии когнитивных и коммуникативно-лингвистических способностей».
Эксперт продолжает: «Основные данные, подтвержденные последующими исследованиями, уже были подтверждены в 2009 году опубликованным в педиатрии, до сих пор весьма актуальным, исследованием о более чем 4100 недоношенных детях, в котором есть свидетельства более серьезных когнитивных трудностей и более низкой успеваемости по сравнению с детьми, рожденными в семью». Например, в общении с родителями при игре они проявляют трудности в поддержании внимания в течение длительного времени, в общении они медленнее развивают использование жестов, понимание и произношение слов, как в словарном запасе, так и в грамматическом построении предложений. Симптомы, которые с раннего детства объявляют о потенциальных трудностях в последующем развитии языка и их последствиях, которые остаются и усугубляются при переходе от дошкольного к школьному возрасту, с различной степенью влияния на успеваемость в школе. Трудности более очевидны со второго года обучения в начальной школе, когда возрастают требования к более быстрому чтению, большей точности в письме, численным навыкам и расчетам».
Любовь фундаментальна
«Это комплекс трудностей, — добавляет Сара Паниззоло, логопед отделения неонатологии и интенсивной терапии УПЦ, AOU dei Colli, больницы Monaldi, Неаполь, — которые влияют на качество жизни ребенка и семьи, но которые можно сдержать с помощью целенаправленной логопедической терапии. Чем эффективнее, тем более своевременным будет его включение в многодисциплинарный терапевтический проект, который также включает в себя вклад других реабилитационных деятелей, таких как физиотерапевт, психомоторист и оптометрист».
Эксперт подчеркивает: «Фундаментальное значение, помимо выявления различными специалистами-медиками различных ограничений жизнедеятельности, имеет помощь родителей, которые, в первую очередь, наблюдают за постоянным дискомфортом, связанным, например, с трудностью питания из-за недостатка внимания к вещам и людям, отсутствием социального участия с жестами и речами, сделанными «по-своему», пропорционально возрасту». Все потенциальные индикаторы, которые должны пригласить маму и папу обратиться за специализированной консультацией, в частности к логопеду, для своевременной диагностики и лечения, например, для восстановления качества и нормальной жизни детей».
В любом случае, у недоношенного ребенка ежедневные жесты любви способствуют развитию, и не только потому, что создается сопереживание с родителями. «Родителям достаточно поговорить с малышами, глядя им в глаза и предлагая различные вокальные звуки, в том числе частушки и колыбельные — подчеркивает помада. Кроме того, важно, чтобы они сопровождали общение мимикой и модуляцией голоса, а во время игры привлекали внимание ребенка красочными, звуковыми и яркими игрушками, подходящими для возраста ребенка, радуя его всякий раз, когда он дает коммуникативные ответы, даже если они не совсем корректны».