Любимый сын, у каждой мамы он есть. Нет смысла отрицать это
Говорят, что для матери дети — это одно и то же. Это неправда. В действительности же бывает так, что один получает больше обнимашек, ласканий, ласканий, чем другие, или что с одним матерью предпочитает общаться с другим до поздней ночи, прикрывая его особым вниманием, не предусмотренным для других.
Дело не в привязанности: добро для своих детей всегда одно и то же и неизмеримо. Речь идет о настройке: возможно, из-за близости характера, возможно, потому, что именно о воплощении ребенка всегда мечтали, или из-за роли «маленького дома», во всяком случае, не все дети одинаково предстают перед родителями, несмотря на то, что они всячески стараются скрыть свои предпочтения, если мы хотим их так называть.
Ничто не может быть более неправильным, объясняют психологи: во-первых, потому что нельзя притворяться самим собой; во-вторых, потому что дети не глупые и они понимают, когда их мама или папа обращаются со своими братьями или сестрами иначе, чем с ними; наконец, потому что они рискуют количественно оценить любовь, как будто это мешок картошки, чтобы взвесить, стараясь уделять всем своим детям одинаковое внимание и одинаковую поддержку. Дети, с другой стороны, должны быть поняты и любимы за то, что они есть, за их очень личный образ жизни и за их особый характер: это означает, что не может быть одной «привязанности», которая одинакова для всех, но каждый из них должен быть оценен независимо от других.
Поэтому совет заключается в том, чтобы отложить в сторону собственное, неизбежное, чувство вины, пытаясь понять внутри себя, каковы причины вести себя с тем или иным ребенком по-другому. Иногда это тривиальные мотивы, которые со временем заканчиваются: «самый любимый» ребенок — самый хрупкий, или тот, кто дает меньше всего проблем, или тот, кто дает больше проблем, тот, для которого, кажется, недостаточно сделано, или тот, кто старше, потому что первый… Короче говоря, часто относительное «предпочтение», которое с ростом детей исчезает бесследно.
В этих случаях, если ребенок замечает разницу в поведении, зарезервированном за его братом, лучше всего не отрицать («для меня вы все одинаковые»), а попытаться объяснить ему, в чем причины предполагаемого «эмоционального избрания», указав, однако, на все положительные стороны, которые есть в нем, и которые родители, однако, ценят и любят.
Если, с другой стороны, кто-то понимает, что «предпочтение» связано с гармонией характера, то нет смысла пытаться отрицать эту склонность. Совет, вместо этого, попытаться выяснить, что связывает нас с другим ребенком, с тем, кто чувствует себя исключенным из нашей жизни и привязанности: как мы уже говорили выше, на самом деле, дети всегда нуждаются в разных заботах, которые меняются в зависимости от возраста и характера.
Невозможно представить себе, что есть только один способ проявить привязанность, то, что нам нужно сделать, — это жить по полной программе, подчеркивая их положительные стороны. Таким образом, избегаются ненужные сцены ревности между братьями и сестрами, и ребенок не чувствует себя исключенным из «комплекса Непонятного», наоборот, удается создать в доме атмосферу гармонии и соучастия, в которой каждый чувствует, что его ценят за то, что он есть, а не за то, что могло бы быть.