Курение и диабет: ключ к обнаруженной опасной комбинации
Диабет, один из самых грозных «врагов» для здоровья нашего времени, в том числе и потому, что он ухудшает профиль риска для сердечно-сосудистой системы, особенно если он сам себя связывает с другими опасностями для сердца и артерий (14 ноября отмечается Всемирный день диабета).
Помимо ожирения, избыточного веса и нарушений обмена веществ, которые можно легко объяснить, учитывая «потрясения», которые патологическое увеличение глюкозы в крови создает на организме, уже давно известно о существовании вредного альянса между диабетом и курением сигарет. И эпидемиологические данные это подтверждают: у курящих сахарный диабет встречается гораздо чаще. Для этого, однако, до сих пор не было ясно и, прежде всего, было трудно понять, как действовать, чтобы помочь диабетику бросить курить. Однако сегодня наука порвала завесу над причинами этого явления, даже несмотря на то, что мы находимся только на ранних экспериментальных стадиях на лабораторных животных.
Никотин «манипулирует» поджелудочной
Разгадка тайны — это оригинальное исследование, проведенное Медицинской школой Icahn на горе Синай, Нью-Йорк, о чем свидетельствует обширная научная статья, опубликованная в журнале «Nature». При экстремальном синтезе «опасная связь» между курением и диабетом должна быть связана с действием никотина. Как известно, это вещество способно действовать непосредственно на нервную систему, доказательством этого является тот факт, что отказ от курения также проходит через наркотики и никотинозаменители. Но то, что обнаружила американская команда во главе с Полом МакКенни, идет дальше.
На практике никотин активирует ряд церебральных «показаний», которые каким-то образом ограничивают выработку инсулина поджелудочной железой. А поскольку основной задачей этого гормона является контроль над повышением уровня глюкозы в крови, то вот в чем проблема: со временем снижение выработки инсулина приведет к повышению гликемических показателей, а значит, и к более легкому возникновению диабета.
Связь» между никотином и поджелудочной железой будет связана с наличием определенного белка, который реагирует на стимулы определенного гена, называемого Tcf7I2: белок, помимо того, что он действует как механизм контроля над инсулином, будет также действовать на мозг через своего рода регуляцию стимулов для нейронов, связанных с действием нитоцина.
Двухсторонний механизм, который, к сожалению, оказывается резко эффективным в негативном смысле: невидимая «система» также объяснила бы, почему в случае повышения уровня глюкозы в крови становится труднее оставлять сигарету, так как «контрольные» нейроны сводятся к тишине, помогая человеку не иметь возможности обойтись без курения.
Глюкоза в крови под контролем без курения. И не только
Глюкоза в крови является допустимым параметром для контроля уровня глюкозы в крови, но значения могут очень легко изменяться с течением времени. Поэтому при борьбе с диабетом важно учитывать другой показатель. Он называется гликированный гемоглобин и представляет собой процент гемоглобина, который связывается с глюкозой.
Гемоглобин, который находится в эритроцитах и имеет задачу переноса молекул кислорода, на самом деле может стать более «гликозированным», если он долгое время будет находиться в контакте с высокими концентрациями глюкозы, как это происходит в крови больного сахарным диабетом, что не очень хорошо компенсируется. Человек, страдающий сахарным диабетом, гликировал гемоглобин выше нормы и имеет тенденцию к более высокому уровню этого параметра, если болезнь не поддается адекватному контролю.
Гликозированный гемоглобин намного надежнее и точнее, чем простой гликемия, поскольку он позволяет получить полную, а не только эпизодическую картину поведения гликемии в течение 3-4 месяцев, предшествующих тесту. Его значение, таким образом, выражает средний тренд гликемии и позволяет осуществлять контроль над гликемией в среднесрочной перспективе. Другими словами, благодаря регулярному контролю гликированного гемоглобина можно получить «хороший контроль диабета», что является важнейшей целью, которая исходит от союза между пациентом, врачом общей практики и диабетологом.